О специфических терминах. Под "упасаной
упанишад" подразумеваются методы (обычно это 32 основных) достижения
мокши, представленные в упанишадах. Реализуются в другие юги,
большинство нынешнего населения, мягко говоря, непригодно к этому.
"Мокша" - освобождение и приходна Вайкунтху, не мокша Шанкары (кайвалья).
Прапатти:
"предание", от корня пра-пат -
"падать, бросать вниз", она же - шаранагати:
"приход за прибежищем".
6 частей прапатти
- анукулья-санкалпа:
стремление действовать (не само действие, а именно стремление) только в
соответствии с пожеланиями Бога - так, чтобы это приносило Ему радость.
Включает в себя: следование долгу, предписаний для своих варны и ашрама, т.е. нитья- и наимиттика-карма; почитание
преданных с тем же рвением, что и при поклонении Богу непосредственно;
исключительная и безоговорочная преданность только Ему, никаких других богов (сектантство тут ни при чем. Обращение к другим богам -
фактически непонятие того, что Кришна, Нараяна - имманентный Брахман).
- пратикулья-варджана:
тщательное избегание неприятного Ему (того, что противоположно пунктам анукулья-санкалпы).
- маха-вишваса:
"великая уверенность" - глубокая вера в то, что Господь в любом
случае защитит.
- карпанья:
понимание неспособности души совершить что-либо помимо помещения себя у стоп
Господа (букв. скудность, бедность, слабость; она же акинчанья).
- гоптритва-варана: выбор
Его как единственного защитника. -
- атма-ниведана: "предложение, посвящение,
перепоручение себя", она же - атма-никшепа:
"кидание, бросание себя". Отказ от понятий "я" и
"мое".
У некоторых атма-ниведана - это синоним самой прапатти, а частей всего пять.
Прапатти бывает двух видов: артха-прапатти (кто хочет, может
сразу оставить тело и идти на Вайкунтху) и трипта-прапатти
(кто довольствуется и жизнью в этом мире, идет на Вайкунтху
после смерти).
___________________________________________
сарва-дхарман паритьяджья
Если паритйаджйа
соотнести со словом тйактва из 18.5-6,
то тогда отказ от дхарм - отказ от плодов (пхала-)
всех действий (сарва-карма-, 18.2). Это
рассматривается в 18.46-49, в
11.33.
Если рассматривать паритйаджйа
в связке со словом мокшайишйами (Я освобожу,
дам мокшу), то "все дхармы" - достижение мокши методом постепенного развития из 18.46-55. Арджуна плосчитал
это трудным (6.33), поэтому Кришна говорит паритйаджйа,
"полностью оставив,
отклонив", а не тйаджа,
"оставь". Это слово адресовано тому, кто уже отказался, и его нужно
понимать не как команду, а как констатацию уже свершившегося факта. Он фактически
говорит: "ты, Арджуна, который уже отклонил все
дхармы, могущие привести к мокше". В 2.7 Арджуна
также говорит о себе как о предавшемся, прапанне, и
осознает свою жалкость и незначительность, карпанью.
6 значений "сарва-дхарман паритьяджья":
- Один раз уже отклонив сложные упасаны упанишад, не стоит вновь к ним обращаться.
- осознание
своей неспособности следовать тяжелым методам упасан
упанишад (карпанья). Прапатти
выбирается из-за неспособности принять трудные методы Ведического пути.
- дхармы,
начиная с варнашрама-дхармы - не части прапатти.
- нужно оставить бесполезные усилия
достичь мокши недостижимым для себя способом - упасанами
упанишад.
- следует оставить слабые усилия,
которые есть лишь жалкое подобие на настоящее следование упанишадам (т.е. или
практиковать по всем правилам, или вообще не практиковать).
- не следует дополнительно, "на
всякий случай" привносить в прапатти методы упасан упанишад, опасаясь, что прапатти
самой по себе недостаточно (это индикатор отсутствия махавишвасы).
мам екам шаранам;
ахам
Использование помимо слова мАм (у Меня) еще и екам (одного) указывает на необходимость осознания
того, что Кришна одновременно - метод и цель практикования
метода, средство и результат. Даже желание совершить прапатти
- и то является результатом Его милости, побуждается Им, благословляется Им,
использует данные Им ощущения, что возникают при следовании по указанному Им
пути; следовании, естественно, с Его помощью и с ожиданием награды, которую
дает только Он.
Вкратце, значения таковы:
- идентификация цели и средств.
- отрицание
важности индивидуального "я" (независимости).
- прапатти -
просто предлог для Бога, чтобы явить Свою милость (сам по себе акт предания
ничего не гарантирует).
- отсутствие потребности в других
методах кроме прапатти.
- отсутствие потребности в чем-то другом
кроме пяти/шести частей прапатти.
- плоды прапатти
включают в себя и плоды других йог.
враджа, твам
в 18.14 желание души - один из пяти необходимых факторов деятельности. В то
время как Кришна поставляет все необходимое, шаранагати
связано с волей (выбором) души и является предлогом для предоставления мокши.
сарва-папебхйах
папа - грех, зло, нечто порочное, и папебхйах - от
грехов. Это и так множественное число, зачем же Кришна употребляет еще и слово сарва (от всех, от каждого), не тавтология ли это? Нет, сарва передает следующие значения:
- грехи уничтожаются полностью,
подчистую.
- пунья,
последствия благочестивых поступков, для преданного - зло (ведь ведет к
продолжению мирского существования) и потому тоже уничтожается.
- "папебхйах"
- не просто грехи, но и их глубинная причина, связь с пракрити.
мокшайишйами
Те грехи,
что являлись помехами для прапатти, исчезают при
принятии данного метода; прарабдха-карма (уже
начавшая действовать, давшая всходы) не в счет.
Последствия проступков, совершенных после прапатти:
если бессознательно, невольно или в силу неизбежных, непреодлимых
обстоятельств, то не затронут прапанну. Совершенные
преднамеренно после прапатти: пропадут после искупления
или легкого наказания. Прарабдха-карма устранится: испытыванием плодов до тех пор
пока не падет тело или посредством т.н. праяшчитта-прапатти
(прапатти только с желанием искупления грехов, а не
для мокши). Если какие-то грехи, совершенный уже после прапатти, или последствия прапрабдха-кармы все еще останутся, они будут устранены
силой/потенцией метода прапатти в час смерти или
через распределение между доброжелателями и недругами преданного.
Что качается результатов благочестивых поступков, то, выполненные преднамеренно
до или после прапатти, они реализуются и исчезнут
после истощения запаса; до того, как падет тело. То, что не способствует
поклонению, пропадет, распределелившись между
доброжелателями преданного.
ма шучах
Какова та печаль Арджуны, которую Кришна стремится рассеять?
- убийство родственников и учителей
(рассеивает уже в 2.11, 2.25-27)
- нет принадлежит ли он к классу асураов ("нет" - говорит в 16.5)
До сих пор дожило последнее беспокойство:
- БГ 18.46-55: карма-йога, гьяна-йога и пр. являются непрямыми путями. Упасаны упанишад - прямой путь (сам по себе может привести
к мокше), но он связан с непреодолимыми трудностями и задержками. Кроме того,
есть высказывание "делай то, что считаешь нужным" (18.63) - не
проявляет ли друг Арджуны безразличие?
В 18.66 Кришна рассеивает и эти страхи. Ма шучах - самая важная часть стиха, подобно тому как махавишваса - самая
важная часть прапатти.
Слово шучах - указание на шоку: скорбь, печаль, мучения от
неудовлетворенности с элементом опасения. Беспокойство заключается в не-достижении цели; боязнь, что в будущем также можно быть
неспособным прийти к цели, ведь дорогоа длинна, а
жизнь коротка. Шока может проистекать из нескольких причин, некоторые из
которых таковы:
- Все ли имеют право и возможность
принять прапатти? Да, это открыто для всех.
- Следует ли принять и другие методы для
мукти? Нет, одной прапатти
достаточно.
- Надежна ли сиддхопая (Бхагаван,
предоставляющий все необходимое для достижения мокши)? Да, надежна и
постоянна.
- Может ли Он или проигнорировать или
когда-нибудь оставить пришедшего к Нему за прибежищем?
Нет.
- Если какие-то дефекты возникнут в
религиозной практике (напр., ежедневных обязанностях) после предания, затронут
ли они прапанну, смогут ли попрепятствовать
мокше? Нет.
- После совершения преднамеренных
проступков оставит ли Господь предавшегося Ему? Нет, Он даст наказание или
метод искупления.
- Есть ли беспокойство об аде и т.п.
после смерти из-за таких проступков? Нет.
- В случае артха-прапатти
(преданием с желанием немедленной мокши) тело продолжит существовать,
сохранится? Нет.
- В случае трипта-прапатти
способно ли какое-то упущение/отклонение/падение (lapse) отстрочить освобождение на несколько
жизней? Нет, если человек однажды совершил трипта-прапатти,
желая мокшу, в конце текущей жизни это будет.
- Помешает ли выполение
праяшчита-прапатти (прапатти
только с целью искупить грехи) прапатти для мокши?
Нет.
- Смогут ли последствитя
из прошлых жизней, не из этой, привести к дальнейшим рождениям? Нет.
- Может ли память о
пережитой некогда кайвалья-ананде, удовольствии от кайвальи, попрепятствовать достижению мокши? Нет, выполнение прапатти
с целью обрести освобождение приносит именно освобождение.
___________________________________________